email: info@ranir.ru
Рус | Eng

Поиск по сайту

Маргарет Сэнгер – героиня двадцатого века. Продолжение

НАЧАЛО

Запутанные проблемы народонаселения

После освобождения из тюрьмы Сэнгер начала продвигать движение за репродуктивные права семимильными шагами. В 1917 году вместе с Деннетт и другими она основала первый научный медицинский журнал, посвященный контролю над рождаемостью – «Birth Control Review» (Chesler, 1992, 165, 167). Сэнгер лично редактировала журнал вплоть до 1929 года (Chesler, 1992, 239).

В своих редакционных статьях Сэнгер также резко критиковала «параллельное» американское движение – евгенику. Поначалу сторонники евгеники были очень осторожны, они лишь говорили о том, что тщательное планирование «скрещивания» улучшит «качество» всего человечества - ограничит прирост населения и уменьшит частоту наследственных заболеваний. Однако в реальности сторонники евгеники продвигали принудительную стерилизацию, чтобы ограничить рождаемость в «нежелательных» этнических группах.

Сэнгер с самого начала проводила черту между своим движением и евгеникой: «Я восхищаюсь смелостью правительства, которое поддерживает стерилизацию тех, кому она показана, но все дело в моей интерпретации слова «показания». Если мы говорим о физических и психических дефектах отдельного человека, то это достойная инициатива, но если же речь идет об определенных расах или религиях, то это совершенно другой вопрос, который, честно говоря, вызывает у меня лишь осуждение» (Katz, 1995, 47).

Многие прогрессивные американцы того времени с энтузиазмом относились к евгенике, но несмотря на предостережения Сэангер, движение быстро свелось к оправданию принудительной стерилизации и репродуктивного контроля над «нежелательными» людьми, в основном по причине их расы или социального класса (Chesler, 1992, 215).

Сегодня любые контакты Сэнгер с американским движением за евгенику и ее частичная поддержка его принципов и ценностей воспринимаются как устаревшие и предосудительные. Современные сторонники движения, которое оно основала, категорически осуждают позорные практики принудительных стерилизаций кого бы то ни было. С другой стороны, для Сэнгер всегда была важна добровольность планирования семьи. Она воспринимала контроль над рождаемостью как важный шаг для обеспечения равных прав женщин, а также как средство замедлить прирост населения и сделать общество более «здоровым», уменьшив случаи инвалидности и заболеваний, которые в ее время считались наследственными и совершенно неизлечимыми.

В наше время Сэнгер можно обвинить в дискриминации людей с психическими нарушениями, поскольку она считала их стерилизацию допустимой. Тем не менее, важно отметить, что в течение всей жизни она верила, что женщина имеет право сама делать выбор о своей собственной жизни, особенно в отношении рождения детей (Chesler, 1992, 343).

Однако, несмотря на все годы, когда она сотрудничала, маневрировала или выступала против ведущих представителей евгеники, она никогда не поддерживала евгенику и ее цели расходились с этим движением. Точно так же как Сэнгер была разочарована в социализме, когда присмотрелась к движению более внимательно, она была разочарована и в американской евгенике, поскольку это движение отказывалось поддерживать право женщин на самоопределение. Только в 1930-х годах, когда весь мир был шокирован зверствами нацистского режима в Германии, американские евгенисты сменили тон и заговорили о важности добровольного контроля рождаемости (Chesler; 1992; 217, 343).

Хороший пример ранних противоречивых отношений Сэнгер с лидерами движения евгеники (и ее разочарования) можно найти в ее статье для «Birth Control Review», которую она написала в феврале 1919 года: «Евгенист… верит, что женщина должна родить как можно больше здоровых детей из чувства долга перед государством. Наш мир и так уже перенаселен. Евгенисты подразумевают или открыто заявляют, что главный долг женщины – это забота о государстве. Мы настаиваем на том, что женщина должна располагать адекватными знаниями о собственной репродуктивной функции, и что именно она является главным судьей в вопросе о том, когда и при каких условиях в этом мире должен появиться еще один ребенок. Мы также настаиваем на том, что это ее право, независимо от любых других факторов, определять, будет ли она вынашивать детей или нет, а также, сколько детей она выносит, если она решит стать матерью. По этой причине мы настаиваем на том, что информация о научной контрацепции должна стать открытой для всех людей» (Sanger, 1919, 11).

О том же она говорит примерно в десятке ее книг, в первую очередь в «Оси цивилизации» (1922; MSPP #32, 2002/3, 2). Хотя ей так и не удалось переубедить социалистов или сторонников евгеники, всемирное движение за контроль над рождаемостью продолжало быстро расти и процветать под прямым руководством Сэнгер до конца Первой мировой войны. Хотя она начинала как оратор-любитель, постепенно она превратила саму себя в непоколебимого посла планирования семьи, который путешествует по всему миру, включая беднейшие города Азии (Bachrach, 1993, 50–51, 87–89).

Одна против всех

Католическая церковь и местные органы власти крупных городов США прилагали все возможные усилия, чтобы заткнуть Сэнгер рот. Например, в 1921 году она организовала первую Американскую конференцию по контролю над рождаемостью в Нью-Йорке. Во время конференции Сэнгер и Мэри Винзор были арестованы за попытку выступить с речью о контроле над рождаемостью в Таун-холл клубе. Аресты были произведены по личной просьбе католического епископства, и они спровоцировали недовольство – правительство обвинили в нарушении конституционных прав Сэнгер и Винзор (Chesler, 1992, 200–201).

Общественное мнение все больше поддерживало Сэнгер, ее работу финансировало все больше образованных женщин и мужчин, которых привлекло движение за контроль над рождаемостью во время лекций Сэнгер по всему миру (Chesler, 1992, 205). В 1922 году, когда Сэнгер все больше проявляла себя как лидер международного движения за контроль над рождаемостью, она также основала Американскую лигу за контроль над рождаемостью. Эта амбициозная новая организация не просто стремилась легализовать контрацепцию. Она ставила перед собой такие глобальные цели как замедление прироста населения, разоружение и окончание голода (Chesler, 1992, 223).

Сэнгер заполнила пустоту, которая образовалась после ее соперницы, Мэри Вер Деннетт. Национальная лига контроля над рождаемостью, основанная Деннетт, была распущена в 1919, когда она основала Лигу добровольного родительства (ЛДР). Деннетт выделила три основных цели ЛДР. Во-первых, изменить законы о контроле над рождаемостью законными методами. Во-вторых, создать службы контроля над рождаемостью, которые не будут зависеть от медицинских специалистов – Сэнгер, в отличие от нее, считала, что главная роль в национальной программе планирования семьи должна принадлежать врачам. ЛДР также не разделяла мнения Сэнгер о том, что контрацепция должна полностью контролироваться женщиной. Лига считала, что мужчины должны принимать равное участие в принятии решений о применении или отказе от контрацепции (Chen, 1996, 212– 214).

Лига добровольного родительства прекратила существование в 1927 году, так и не добивших юридических изменений, но, оставив после себя огромное число книг о законах по контролю над рождаемостью, которые никто не хотел читать (Chen, 1996, 244). Как и Эмма Голдман, Деннетт в конечном итоге ушла из движения за репродуктивные права. Двадцать лет спустя Голдман отправилась в Европу, чтобы сделать все возможное для предотвращения новой мировой войны (Chesler, 1992, 236). Деннетт же вернулась к своей первой любви – искусству. По странному стечению обстоятельств, Деннетт, которая изначально презирала Сэнгер за осознанное нарушение закона, сама предстала перед судом по обвинению в порнографии, хотя после апелляции ее признали невиновной. В 1929 году ее признали виновной в публикации ее очень успешного памфлета 1918 года «Сексуальная сторона жизни – объяснение для молодых людей» (Chen, 1996, 239,
281, 290). Благодаря этой брошюре Деннетт навсегда вошла в историю как важный теоретик и подвижник полового воспитания для подростков.

В 1923 году Сэнгер открыла Бюро клинических исследований планирования семи на пятой авеню в Нью-Йорке (Chesler, 1992, 226). Руководила центром доктор Ханна Стоун. Бюро исследований предлагало женщинам контрацептивные средства под наблюдением врача, а также изучало влияние контрацепции на женское здоровье с целью расширить интерпретации закона Констока и позволить женщинам пользоваться контрацептивами по медицинским показаниям (Chesler, 1992, 279). Законы того времени позволяли мужчинам пользоваться презервативами для защиты себя от инфекций, передаваемых половым путем, но не для контрацепции (Chesler, 1992, 149).

В 1928 году второй муж Сэнгер, Дж. Ноа Сли, который горячо поддерживал ее работу, начал тайком привозить к ней в США резиновые диафрагмы. Новое тогда средство контрацепции ввозилось как продукция нефтяной компании из Канады. Впоследствии Сли стал первым легальным производителем контрацептивных диафрагм в США (Chesler, 1992, 255). Через десять лет подобная контрабанда контрацепции привела к судебному иску, который стал одной из основных юридических побед Сэнгер в борьбе за репродуктивные права (Chesler, 1992, 375).

Продолжая стоять на своем

Сэнгер подписала особый брачный договор со Сли, что было довольно скандальным в то время. Она потребовала, чтобы они с мужем жили в разных квартирах в Нью-Йорке с правом иметь единственные ключи от своей квартиры. Она сохранила за собой право на фамилию, под которой ее знали все коллеги и союзники, а также оставила за собой любые свободы, какие только были у нее до замужества (Chesler, 1992, 248). Несмотря на это их отношения с мужем отличались нежностью, и Сли неизменно оказывал ей поддержку. Примером может служить книга, которую она опубликовала в 1928 году. Это была душераздирающая коллекция писем, которые она получала от женщин, буквально умолявших ее предоставить информацию о контрацепции, поскольку иначе их ждали нищета и болезни. Книга называлась «Материнство в цепях». Какой бы трогательной ни была эта книга, «Материнство в цепях» не нашло своей целевой аудитории и тираж плохо продавался. Чтобы пощадить чувства жены, Сли скупил весь тираж и представил все так, чтобы Сэнгер поверила, что все книги были распроданы (Chesler, 1992, 267).

В 1929 году Сэнгер стала знаменитой национальной и международной фигурой, но ей до сих пор противостояла богатая, хорошо организованная и упрямая оппозиция. Например, в Бостоне католическим священникам удалось запретить ее выступление. В ответ Сэнгер уговорила гарвардского историка, Артура Шлезингера, зачитать ее речь вслух, в то время как она сама стояла на сцене с кляпом во рту. Пресса пришла в восторг от подобной выходки, но хотя журналисты были, по большей части, на ее стороне, закон и католическая церковь оставались ее противниками (Chesler, 1992, 219).

В том же году полиция Нью-Йорка устроила рейд на Бюро клинических исследований контроля над рождаемостью. Врачи и медсестры были арестованы, оборудование клиники, и конфиденциальные медицинские карты были изъяты. Однако такое нарушение врачебной тайны вызвало сильную негативную реакцию населения, а также обеспечило поддержку в медицинском сообществе (Chesler, 1992, 283). В том же году Сэнгер нашла время, чтобы создать Национальный комитет федерального законодательства за контроль над рождаемостью для борьбы с федеральными законами Комстока (Chesler, 1992, 316).

Против работы Сэнгер выступали не только Католическая церковь и полиция Нью-Йорка. В 1933 году представители нацистской евгеники из Германии сжигали ее книги на площади, вместе с журналом «Birth Control Review», рядом горели книги ее наставника, Хевлока Элиса, и его научного оппонента, Зигмунда Фрейда. Таким образом, нацисты выражали неприятие к эгалитарным взглядам Сэнгер и ее вере в право женщины выбирать. Книги были изъяты с полок Института науки о поле, который был основан Магнусом Хиршфельдом, ведущим немецким сексологом. Сцену со сжиганием тысяч книг в огромном костре до сих пор можно увидеть во многих документальных фильмах (MSPP #32, 2002/3, 2).

Однако Сэнгер не поддавалась никаким запугиваниям. В 1935 году она отправилась в сельскую Индию, где встретилась с Махатмой Ганди. Она пыталась убедить его изменить взгляды на планирование семьи – Ганди был активным сторонником воздержания как единственного метода, и ее аргументы на него не подействовали. По иронии судьбы, в 1952 году Индия стала первой страной мира, которая ввела планирование семьи в свою программу развития (Chesler, 1992, 364, 424, 2).

Только в 1936 году Сэнгер удалось значительно пошатнуть законодательство, которое ограничивало репродуктивные права. После двух десятилетий неустанного активизма, это был один из главных ее триумфов. Судья Аугустус Хенд, рассматривавший в апелляционном суде дело против ввоза одной упаковки диафрагм, приказал смягчить законы Комстока в отношении импорта контрацептивных средств.

Решение судьи Хенда означало, что контрацепцию переставали относить к порнографическим материалам, учитывая вред от нежелательной беременности и пользу контрацепции (Chesler; 1992; 372–373). Молодой адвокат, Харриет Пилпел, которая помогала собирать доказательства по этому делу в пользу Сэнгер, позднее стала главным юридическим консультантом Американской Федерации Планируемого Родительства (Chesler; 1992; 302; 435).

Собственно, дело было спровоцировано лично самой Сэнгер. Она сообщила почтовым служащим анонимную информацию о том, что она ввозит контрацептивные кольца из Японии. Она также нашла спонсора своих трат на судебное разбирательство (Chesler, 1992, 372–3).

В ответ на решение судьи Хенда, Национальный комитет федерального законодательства по контролю над рождаемостью был распущен, поскольку считалось, что главная правовая цель организации была достигнута (Chesler, 1992, 380). Однако в реальности при жизни Сэнгер этого так и не произошло. Решение суда имело силу только в Нью-Йорке, Коннектикуте и Вермонте (Chesler, 1992, 375). Окончательно контрацепция и информация о ней были легализованы в США только тридцать лет спустя.

Верховный суд постановил, что женатые пары страны имеют право получать контрацептивные средства от дипломированного врача. Последний в стране закон Комстока был отменен только в 1970 году. Однако после дела об одной упаковке женской диафрагмы, идеи, которые сделали Сэнгер скандальной фигурой, уже перестали шокировать общественность и стали частью повседневной жизни американцев (Chesler, 1992, 375–6).

Ответ черной Америке

Наконец, в 1937 году Американская медицинская ассоциация официально признала контроль над рождаемостью неотъемлемой частью медицинской практики и образования (Chesler, 1992, 374). В том же году Северная Каролина стала первым штатом, который признал контроль над рождаемостью мерой по охране здоровья и начал предоставлять услуги по контрацепции местным матерям в рамках общей программы здравоохранения. За этим примером последовали еще шесть южных штатов (Reed, 1978, 254). Однако победа была горька – меры были тесно связаны с расизмом и движением за евгенику, что стало ясно для Сэнгер только после начала одного из финальных проектов в ее карьере (MSPP #28, 2001, 3, 5).

В середине 1930-х годов Сэнгер была вдохновлена президентом Франклином Рузвельтом и его идеями социального планирования и включила их в свои собственные цели – поощрять планирование семьи с помощью добровольной, финансируемой государством контрацепции и государственной поддержки детей, рожденных в бедных семьях (MSPP #28, 2001, 1).

Сэнгер могла выступать перед социальной элитой того времени, но как и в начале карьеры, она прежде всего думала о самых бедных и обездоленных. В 1930 году Сэнгер открыла первую клинику планирования семьи в Гарлеме, «черном» районе Нью-Йорка. Для работы в ней она наняла афроамериканского врача и афроамериканского социального работника. Клиника получила очень положительный отзыв в ведущей афроамериканской газете «Amsterdam News», также начинание поддержала Абиссинская баптистская церковь, Урбанистическая лига и ведущий общественный деятель черного сообщества, Уильям Дюбуа.

В то время отношение афроамериканского сообщества к контролю рождаемости разделилось. Модернисты, вроде Дюбуа, поддержали его, а черные националисты выступили против, усмотрев в этом попытку сократить число черного населения (Chesler, 1993, 295–6). Несколько лет спустя Сэнгер также основала клиники по контролю рождаемости в сельских районах Юга, чтобы помогать самым бедным семьям и проводить исследования более дешевых и простых методов контрацепции, которые подойдут бедным женщинам лучше, чем диафрагмы (MSPP #28, 2001, 1).

В 1939 году Американская лига контроля над рождаемостью и Бюро клинических исследований объединились Американскую Федерацию Планируемого Родительства (Chesler, 1992, 39). Первой ее инициативой стал так называемый Проект негров, который был спланирован лично Сэнгер. Исторические записи однозначно говорят о том, какие цели она ставила перед собой. Она считала, что бедные афроамериканские жители Юга были «… группой крайне обделенной привилегиями и ограниченной из-за «кастовой» системы, которая стала дополнительным бременем для их усилий улучшить свою жизнь. Предоставление им средств помочь себе – это, возможно, самый щедрый подарок из всех возможных. Мы считаем, что знания о контроле фертильности, предоставленные этой группе населения – это самый прямой и конструктивный метод помощи, который поможет им решить самые насущные в данный момент проблемы» (MSPP #28, 2001, 1).

Сэнгер считала, что Проект негров поможет афроамериканцам улучшить доступ к безопасной контрацепции и службам контроля над рождаемостью в своих сообществах, точно так же, как это было сделано в Гарлеме десять лет назад. В совещательный комитет проекта вошли афроамериканцы, которые поддерживали ее работу в Гарлеме. Проект был одобрен Элеанор Рузвельт и теми афроамериканскими общественными деятелями, которые поддерживали новый курс правительства.

Однако в реальности Проект негров оказался совсем не таким, каким его представляла себе Сэнгер. Обеспечив финансовую поддержку проекта, Сэнгер потеряла всякий контроль над ним. Она хотела, чтобы средства были использованы для обучения афроамериканского врача и афроамериканского священника, которые будут путешествовать по южным городам, рассказывая о преимуществах контроля над рождаемостью. Сэнгер была убеждена, что это необходимое условие, чтобы заручиться поддержкой черных сообществ еще до открытия клиник. Кроме того, и это Сэнгер поняла еще на примере Гарлема, необходимо, чтобы в клиниках работали афроамериканцы.

Однако руководство федерации проигнорировало ее предложения и пошло на поводу Роберта Сейбелса, главы Комитета материнского благополучия Медицинской ассоциации Южной Каролины. Сейбелс открыто называл Сэнгер и ее сотрудниц «высохшими истеричными фанатичками», у которых хватает наглости говорить врачам, что делать. Он считал, что не стоит тратить деньги и усилия на поддержку черных сообществ. Под его руководством были открыты клиники, в которых работали только белые врачи-мужчины, выдававшие черным женщинам контрацепцию. В результате, женщины практически не обращались в клиники проекта. В конце концов, Проект негров, который игнорировал потребности самих людей, деградировал к оскорбительно снисходительной «половой гигиене», когда время от времени белые врачи ходили по черным районам. Сэнгер была возмущена таким развитием событий (MSPP #28, 2001, 1–5).

Второй шанс

С 1940-43 года Сэнгер получила доступ к Департаменту негритянских служб – образовательному проекту, объединившему более 100 известных афроамериканских лидеров. Под руководством Флоренс Роуз Департамент проводил выставки, издавал местную и национальную периодику и поддерживал черные организации по всей стране, предоставляя им литературу о планировании семьи (An Appeal for Action; MSPP #28, 2001, 4), которые публиковала Американская Федерация Планируемого Родительства (Chesler, 1992, 393).

Роуз также наняла черного врача для обучения других черных врачей по вопросам планирования семьи и лоббирования медицинских ассоциаций. Довольная таким поворотом событий, Сэнгер написала Альберту Ласкеру, который, вместе с женой Мэри, предоставил финансирование Проекту негров для Департамента негритянских служб.

Сэнгер ясно выразила свои надежды в отношении проекта в своей статье 1944 года «Народонаселение – это дело каждого»: «Мы должны защитить будущего китайского ребенка и будущего индийского ребенка, английского и русского ребенка, пуэрториканских, негритянских и белых американских детей, которым предстоит исцелять шрамы от этого ужасного конфликта [Второй мировой войны] и дать нам надежду на лучшее будущее. … Никогда еще в истории мы не понимали, насколько это важно, чтобы дети рождались здоровыми, и имели бы надежду на плодотворную и достойную взрослую жизнь» (Katz, 1995, 46).

Финальный аккорд – противозачаточные таблетки

В конце 30-х и 40-х годов Сэнгер начала «уходить на пенсию» с передовой движения за планирование семьи. Она переехала в Аризону в 1937 году в связи со своей борьбой с туберкулезом (Chesler, 1992, 381). Тем не менее, вплоть до своей смерти в 1966 году (Chesler, 1992, 467) она продолжала оказывать значительное влияние на движение за репродуктивные права и лично поддерживать проекты, которые она считала наиболее актуальными. Например, в 1952 году Сэнгер и леди Рама Рау из Индии вместе возглавляли первую встречу Международной Федерации Планируемого Родительства. Ее посетили более 500 сторонников планирования семь из более чем 10 стран мира (Chesler, 1992, 423).

Однако, даже дожив до очень преклонных лет, Сэнгер не изменила себе, и именно на этот период приходится одно из ее главных жизненных достижений. Когда ей было уже за 70, Сэнгер увлеклась исследованиями и разработкой самого революционного медицинского достижения двадцатого века после пенициллина – противозачаточных таблеток.

В каком-то смысле, появление современной гормональной контрацепции (начиная от таблеток и заканчивая пластырями, кольцами и инъекциями) – это личная заслуга Маргарет Сэнгер. Она завоевала для женщин само право на контрацепцию. Теперь она занялась разработками метода, эффективность которого приближалась к 100%.

Ее поиски оральной контрацепции начались в 1951 году (Chesler, 1992, 430). Ее ближайшей соратницей в те дни была активная участница движения за права женщин, Катарина Декстер МакКормик, которая ранее была лидером движения за право голоса для женщин и стояла у истоков создания Лиги голосующих женщин (Fields, 2003, 170). Она закончила Массачусетский технологический институт и была очень близкой подругой Сэнгер. Благодаря обширным знаниям в биохимии и эндокринологии МакКормик разглядела огромный потенциал в исследовании противозачаточных таблеток, которое провели Грегори Пинкус, Джон Рок и М. Чанг из Ворчестерского фонда экспериментальной биологии (Fields; 2003; 261–3). МакКормик также пожертвовал львиную долю финансирования для их исследования (речь шла о миллионах долларов), которая позволила им завершить свою научную работу. Так она смогла воплотить их общую с Сэнгер мечту – сделать контрацепцию более безопасной, надежной, доступной и подвластной контролю женщин (Chesler, 1992, 430).

Несмотря на все ухудшающееся здоровье, Сэнгер продолжала бороться за создание безопасной и эффективной оральной контрацепции, что навсегда изменило человеческую сексуальность. Это сделало сексуальную революцию 60-х годов более безопасной для здоровья и утвердило планирование семьи в качестве культурной нормы в США и других странах мира.

Девятого мая 1960 года Администрация по контролю за пищевым продуктам и лекарственными препаратами США одобрила продажу первых оральных таблеток для контрацепции (Lange, 2007). В 1957 году эти таблетки уже были одобрены для регуляции менструаций, так что их уже принимали 500 000 женщин, вероятно, многие из них рассчитывали именно на контрацептивный эффект (Asbel, 1995, 163–4). К 1965 году каждая четвертая замужняя американка моложе 45 лет принимала противозачаточные таблетки. К 1967 году почти 13 миллионов женщин принимали их во всем мире. А к 1984 году это число достигло 50-80 миллионов (Asbell, 1995, 169). В начале 21-го века более 100 миллионов женщин принимали такие таблетки (Population Reports, 2000, 1).

Наследие Сэнгер

Маргарет Сэнгер и тысячи ее друзей, соратников и последователей во всем мире сделали мир лучше, в первую очередь, для женщин. Как абсолютно все женщины и мужчины, Сэнгер совершала ошибки и имела недостатки. Она бывала сварливой, тщеславной и отходила от привычных шаблонов в своей личной жизни, провоцируя скандалы. В своей профессиональной жизни она бывала слишком одержима одной целью, бывала слишком независимой, доходящей до фанатизма, склонной к патернализму или впадала в излишнюю риторику. Некоторые из ее взглядов однозначно можно назвать устаревшими, оскорбительными и даже вредными.

Сегодня идеологические противники планирования семьи, которые уже проиграли в битве за сердца и умы людей по всему миру, порочат имя Сэнгер, представляя ее демонической растлительницей и противницей морали. Эти нападки на Сэнгер основаны не на ее реальных недостатках, ей приписывают слова, которых она никогда не говорила, приписывают ей мотивы, которых у нее никогда не было, и взгляды, которые она никогда не разделяла. Все это делается для дискредитации движения за репродуктивные права. Реальные исторические свидетельства о жизни Сэнгер доказывают ее щедрость духа, беспримерную смелость, страстную преданность делу, гуманность и исключительный интеллект, которые характерны для всей жизни и работы Маргарет Хиггинс Сэнгер.

Прошло более 130 лет со дня ее рождения и более 40 лет со дня ее смерти, и организация «Планируемое Родительство» до с их пор гордится честью продолжать борьбу Сэнгер за базовое право человека – самостоятельно принимать решения о рождении ребенка. Право, которое стало ценным для всего мира.

Не только «Планируемое Родительство» признает огромный вклад Маргарет Сэнгер. За год до смерти Сэнгер, миссис Коретта Скотт Кинг приняла Награду Маргарет Сэнгер за своего покойного мужа, лидера движения за права афроамериканцев, доктора Мартина Лютера Кинга. Тогда в своей речи миссис Кинг сказала: «Существует удивительное сходство между нашим движением и ранними усилиями Маргарет Сэнгер. … Мы начали свою борьбу за равенство с ненасильственных акций прямого действия, предшественниками которых были Маргарет Сэнгер и другие, похожие на нее люди» (King, 2008[1966], 6, 7).

Биолог, историк, писатель и социальный критик, Герберт Уэллс, предсказывал, что когда история цивилизации будет написана, последует биологическая история, а Маргарет Сэнгер будет ее героиней (Whitelaw, 1994, 99). Он считал, что движение, которое она начала, через сто лет станет самым влиятельным в мире (Segel, 2001, 53).

В день, когда умерла Сэнгер, 6 сентября 1966 года, сенатор Эрнест Грюнинг зачитал в Конгрессе США: «… великая женщина, смелый и непреклонный человек, который жил, чтобы увидеть одну из самых замечательных революций нашего времени – революцию, которой она проложила дорогу…»

Ссылки

Asbel, Bernard. (1995). The Pill. New York: Random House.
Bachrach, Deborah. (1993). The Importance of Margaret Sanger. San Diego: Lucent Books.

Boulding, Elise. (1992. The Underside of History — A View of Women Through Time, Revised Edition, Volume 1. Newbury Park, CA: SAGE Publications.

Chen, Constance M. (1996). The Sex Side of Life — Mary Ware Dennett's Pioneering Battle for Birth Control and Sex Education. New York: The New Press.

Chesler, Ellen. (1992). Woman of Valor — Margaret Sanger and the Birth Control Movement in America. New York: Simon & Schuster

_____. (July 31, 2003). Margaret Sanger. The Nation, http://www.thenation.com/doc/20030721/chesler accessed 101606.

Ellis, Havelock. (1942 [1903]). Studies in the Psychology of Sex. New York: Random House.

Fields, Armond. (2003). Katharine Dexter McCormick — Pioneer for Women's Rights. Westport Connecticut: Praeger.

Lange, Gregg. (2007) Food and Drug Administration Approves birth control pill on May 9, 1960. HistoryLink.org, accessed March 17, 2006.

King, Martin Luther Jr. (2008 [1966]). Family Planning — A Special and Urgent Concern. New York: Planned Parenthood Federation of America.

Katz, Esther. (1995). The Editor as Public Authority: Interpreting Margaret Sanger. The Public Hisorian,17(1), Regents of the University of California and the National Council
on Public History.

Kornbluh, Joyce. (1988). Bread and Roses: The 1912 Lawrence Textile Strike. In Rebel Voices: An IWW Anthology.

Chicago: Charles H. Kerr Publishing, http://www.lucyparsonsproject.org.iww/kornbluh_bread-
_roses.html accessed 022908.

LeBrun, Margaret. (1990). The 20th Century According to LIFE VIP List Cries Out for Debate. The Post-Standard, September 16, LIFE Magazine. (1990) Special Issue: The 100 Most Important Americans of the 20th Century.

MSPP — Margaret Sanger Papers Project Newsletter. (Fall, 2001) Birth Control or Race Control? Sanger and the Negro Project. New York: New York University.

_____. (Winter 2002/3). The Sanger Hitler Equation. New York: New York University.

National Advisory Committee on Negro Problems. (ca. 1943). An Appeal for Action in Relation to Planned Parenthood.

New York: Planned Parenthood Federation of America. Population Reports. (2000). Oral Contraceptive Use Worldwide.

In Oral Contraceptives, Population Reports, Baltimore: Johns Hopkins, 28(1), 1,
http://www.infoforhealth.org/pr/a9/a9chap2.shtml
accessed August 6, 2006.

Reed, James. (1978). The Birth Control Movement and American Society — From Private Vice to Public Virtue. Princeton NJ: Princeton University Press.

Roosevelt, Theodore. (March 13, 1905). On American Motherhood. Speaking to the National Congress of Mothers. http://nationalcenter.org/TRooseveltMotherhood.html
accessed 082006.

Sanger, Margaret. (March, 1914) The Woman Rebel. In Alex Baskin, (1976) Woman Rebel, New York: Archives of Social History.

_____. (1916). Family Limitation —Revised, Fifth Edition. New
York.

_____. (February, 1919). Birth Control and Racial Betterment.
The Birth Control Review, 11–12.

_____. (1971 [1938]). Margaret Sanger — An Autobiography.
New York: Dover Publications, Inc.

Segel, Lawrence. (2001). Abolitionist of Reproductive Slavery. In The Medicine of History, The Canadian Journal of Diagnosis, October, 53.

Whitelaw, Nancy. (1994). Margaret Sanger — Every Child a Wanted Child. New York: Dillon Press, Macmillan Publishing Company.

Считаете ли вы, что экстренная контрацепция должна предоставляться женщинам, пострадавшим от сексуального насилия, бесплатно?


Warning: mysql_fetch_assoc(): supplied argument is not a valid MySQL result resource in D:\Sites\RanirRu\function.php on line 226

Warning: mysql_num_rows(): supplied argument is not a valid MySQL result resource in D:\Sites\RanirRu\function.php on line 228

    Всего голосов:

© 2010 Российская Ассоциация "Народонаселение и Развитие" (РАНиР)
Лицензия № 77-01-001043 от 12.01.2006
Телефон: +7 (499) 973-14-37, факс: +7 (499) 978-79-85

Информируем, что 23 июня 2015 г. Минюст РФ внес Региональную общественную организацию содействия охране репродуктивного здоровья граждан «Народонаселение и развитие» в реестр НКО, в соответствии с Федеральным законом № 121-ФЗ от 20.07.2012.